Серия игр "S.T.A.L.K.E.R." несомненно известна многим отечественным и зарубежным геймерам своим увлекательным сюжетом, продвинутыми (на момент релиза, разумеется) технологиями и оригинальным сеттингом. Разработчики из GSC Game World сначала пытались прыгнуть через голову, что в конечном итоге привело к множеству переносов даты релиза и растущему раздражению фанатов вкупе с завышенными ожиданиями от финального продукта, но в конце концов они умерили свой пыл и были смогли найти правильную почву для создания игры, добившись желаемых результатов.
Сюжет «Тени Чернобыля» по праву можно назвать самым увлекательным из всего сериала. В 2012 году, через шесть лет после второй катастрофы на Чернобыльской АЭС, один из сталкеров (охотников за артефактами - объектами с уникальными свойствами) находит единственного выжившего - главного героя - под обломками разбитого грузовика. Парень абсолютно ничего не помнит о своей прошлой жизни, и единственные зацепки - татуировка и КПК. Теперь ему предстоит выяснить ситуацию и научиться выживать в опасной среде, сражаться с монстрами и недружелюбными членами разных групп, выполнять разные задания, вооружаться более мощным снаряжением, чтобы наконец узнать правду о своей миссии.
В зависимости от сюжета игры игрокам предстоит оказаться на месте опытного наемника по имени «Шрам», который пообещал доставить группу ученых на болота. Каким-то образом следующая аномальная версия остановила все их исследования, оставив в живых только главного героя. Главного героя спасают парни из фракции «Чистое небо», военизированной поисковой группы, которая также отпугивает врагов и изучает местность. От его базы начнется длинный и тернистый путь для игрока по обновленной карте, к которой добавлены новые локации. Геймплей "S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо »стала немного сложнее по сравнению с предыдущей частью, и это связано с несколькими измененными аспектами. Во-первых, экономика игры стала немного сложнее, и теперь карманы игрока будут редко звенеть из-за обилия денег.
Один из главных недостатков предыдущих игр серии «S.T.A.L.K.E.R.» были неинтересными и обременительными задачами в духе «давай-забери» или «пойди-узнай», которые генерировались, как правило, случайным образом. В «S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти »разработчики исправили эту проблему, добавив в игру около двадцати самодельных интересных квестов, так что теперь у игроков появляется больше мотивации для исследования. Кроме того, в некотором смысле новый S.T.A.L.K.E.R. можно назвать нелинейным - финал будет зависеть от действий игрока. В финале диктор обязательно расскажет, что будет с зоной, ее обитателями и главными героями - и если вы заполните не ту, вам моментально захочется вернуться в тот злополучный момент и все исправить.
Конечно, предыдущие три части, которые уже стерлись, давно ждали от GSC Game World полноценного продолжения с новым движком и существенными улучшениями - как в игровом процессе, так и в сюжете. А летом 2010 года Григорович и компания действительно анонсировали вторую часть, только в следующем году разработка была ограничена и команду практически полностью расформировали. Почти шесть лет не было новостей, пока дело не возобновилось в мае 2018 года. У проекта появился официальный сайт с часами и загадочными числами в качестве шифра для фанатов. Это породило целый список догадок фанатов.